Один из конкурентов Нивы — АЗЛК 2150

Приказ о разработке нового типа автомобиля поступил в 1970 году. Председатель Совмина СССР Косыгин поручил коллективам заводов Иж, АЗЛК и АвтоВАЗ создать принципиально — новую модель, сочетавшую в себе комфорт легкового автомобиля с возможностями армейского внедорожника.

АЗЛК нашел достаточно простой выход из положения. Подновив и перелицевав разработку 1959 года Москвич-415/416, заводчане в 1973 году представили на суд комиссии внедорожник Москвич-2148/2150 (с открытым и закрытым верхом соотвественно).

Москвич 415 (с откидным верхом)

Москвич 416 (с металлическим верхом)

Москвич 2150

Новый автомобиль существенно отличался от предыдущих образцов. По основным агрегатам и узлам он был унифицирован с моделью «2140″, которая готовилась к выпуску в 1975 году. Увеличенные база (2270мм) и колея сделали машину более устойчивой при движении на большой скорости. Внедорожник должен был уверенно «идти» с перекосом по колее грузовика на грунтовой дороге и эта особенность нашла отражение в конструкции элементов системы питания, которые бесперебойно снабжали двигатель топливом. Кстати, «Москвич-2150″ работал на бензине А-76. Специально с этой целью степень сжатия мотора уменьшили до 7,25.
Учитывая особенности круглогодичной эксплуатации автомобиля в сельской местности при отсутствии сервисных станций, конструкторы предусмотрели в машине лишь шесть точек смазки, установили предпусковой подогреватель, а система охлаждения мотора заполнялась антифризом. Два топливных бака общей емкостью 60 литров с заливными горловинами по обеим сторонам машины обеспечивали запас хода не менее 500км с одной заправкой. Задние сиденья более просторного, чем у модели «416″, закрытого кузова также имели откидные сдвоенные подушки, что делало автомобиль пригодным для перевозки объемного груза.

Доступ в салон сзади осуществлялся через откидной борт и специальную подножку, клиренс автомобиля составлял 220мм. Новинками в конструкции машины были впервые установленный на легковом отечественном внедорожнике дифференциал повышенного трения в заднем мосту, а также принудительно блокируемый задний дифференциал, который рассматривался в качестве заказного оборудования. Оригинальные ведущие мосты автомобиля имели полностью разгруженные полуоси, передние колеса приводились во вращение шариковыми подшипниками равных угловых скоростей. С целью лучшей защищенности от грязи тормоза всех колес, а также трансмиссионный-стояночный были барабанного типа.

Наружность у машины интересна. На плод дизайнерского вдохновения, конечно, но и не уродливость типа тогдашнего ЛуАЗа. Скругленностей у этого джипа минимум, в основном сочетание прямых линий. В традиционном споре между привлекательностью и технологичностью вновь победила технологичность. Об аэродинамике думали мало, если думали вообще.
Кузов 3-дверный цельнометаллический (одна из модификаций). Остекление плоское со сдвижными форточками на всех боковых стеклах.

Сдвижные форточки

Причем лобовое стекло цельное, не как на УАЗе.

Лобовое стекло цельное

Над стеклами по всему периметру автомобиля располагаются широкие водосточные желобки. Стеклоочистители от «412-й» модели располагаются внизу.
Две передние двери висят, по типу «уазовских», на накладных петлях, на добрых 1,5 см выступающих за габариты. Конечно, это решение просто и надежно, но, во-первых, неэстетично, во-вторых — не соответствует ГОСТу. Дверные ручки необычные, до сих пор нигде не встречавшиеся. Видимо, из этой конструкции после получились ручки «сорок первого». Замки располагаются отдельно, в нижней части дверей.

Москвич 2150

Бросается в глаза большая посадочная высота, потому «пятидесятый» снабдили двумя подножками, размерами с «луазовские».
Вся оптика, кроме основных «четыреста двенадцатых» фар, взята от ГАЗ-66.

Вся оптика взята от ГАЗ 66

Сзади лишь добавили «москвичевский» осветитель номерного знака.
«Москвич-2150″ буксировал прицеп полной массой до 350 кг при отсутствии у него тормозов и массой до 850 кг в случае оснащения тормозами. Отбор мощности от раздаточной коробки позволял комплектовать машину различным оборудование (лебедкой, насосом и др.). Опытные образцы, построенные в 1974 году получили специальные шины с вездеходным протектором.
Проведенные в том же году испытания показали, что машина прекрасно соответствует своему назначению. Внедорожник преодолевал брод до 0,6 м, уверенно двигался по глине, песку, пахоте. Был достаточно комфортабелен и динамичен.

В салоне был достаточно практичен

Панель приборов была для того времени оригинальной

Максимальная скорость по шоссе равнялась 120 км/ч. Высокую оценку «Москвич-2150″ получил и у военных специалистов, которые знакомились с ним на своем полигоне в Бронницах. Жаль, но судьба и этой машины оказалась печальной. Даже несмотря на проявленный к ней интерес и желание поставить ее на конвейер со стороны Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина, образцам предстояло вскоре отправиться в городской музей. Из трех созданных отечественными заводами конструкций (напомним, что работали над ними ВАЗ, АЗЛК и ИЖмаш) лишь «Нива» ВАЗ-2121 дошла до потребителя.

Несмотря на решение правительства А.Н.Косыгина начать производство «Москвичей-2150″ в количестве 60 тысяч в год в цехах филиала завода в Кинешме, финансы для осуществления проекта выделены так и не были. Так «Москвич-2150″ попал в число нереализованных конструкций. Хотя, на мой взгляд, достаточно практичной машиной была бы, если бы попала в производство. Пусть угловатая, но для своего времени для дачников был бы неплохой вариант, с учетом дефицита в то время автомобилей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>