Нужен ли Ниве самоблок?

На своей Ниве я частенько выезжаю на снежную целину и вообще люблю выезжать на природу. Но неоднократно попадал в ситуацию, когда машина садилась. При этом с включенной блокировкой буксовало одно переднее колесо и одно заднее. В такие моменты задаешь себе вопрос, вот если бы тянули еще два колеса, то машина самостоятельно бы выползла. После нескольких застреваний, я стал изучать материал в интернете о существующих способах ликвидации этой проблемы Нивы. Достаточно неплохой анализ приведен на сайте niva.ru. После проведенного анализа у меня сформировались определенные взгляды на эту проблему, которыми я в этой статье поделюсь.

Способы повышения проходимости Нивы при диагональном вывешивании:

1-ый способ: Использование ручного тормоза. Ручной тормоз используется для того, чтобы дать нагрузку пробуксовывающему колесу. Делать это, однако, надо весьма осторожно, чтобы не сдерживать вращение второго колеса. Этот способ достаточно эффективен и используется давно.

2-ой способ: Хорошим выходом может быть также использование отдельных рычагов ручного тормоза для каждого из ведущих колес.

Отдельный рычаг ручного тормоза

Этот способ используется на некоторых видах специально сконструированных внедорожников.

3-ий способ: Блокирующийся дифференциал. В настоящее время для устранения буксования колёс чаще применяют различные устройства блокировки дифференциалов, которые делятся на две большие группы: дифференциалы, которые блокируются жестко, на 100% (так называемые локеры, от английского locker — «замок»), и дифференциалы повышенного трения (в англоязычном варианте — «ограниченного проскальзывания», или LSD — Limited Slip Differencial). У каждого из этих вариантов есть свои преимущества и недостатки.

Самоблокирующийся дифференциал

Блокирующийся дифференциал

Главный недостаток «жестких» блокировок — их способность к разрушению трансмиссии. Ведь даже находящиеся на очень скользком покрытии колёса то наезжают на кочки, то падают в ямы и проскальзывают в поворотах. Одним словом, на трансмиссию постоянно воздействуют знакопеременные силы.
Плюс дифференциалов с ручной принудительной блокировкой — они не оказывают отрицательного влияния на управляемость автомобиля в обычном режиме, и в то же время обеспечивают максимально эффективную работу колёс при блокировке. Поэтому многие водители, даже, несмотря на дороговизну и указанный выше недостаток, отдают предпочтение именно таким дифференциалам. В зависимости от производителя, механизм включения дифференциалов с принудительной блокировкой может быть электрическим, вакуумным или пневматическим.
Вторая группа — самоблокирующиеся дифференциалы (дифференциалы повышенного трения). В нормальных условиях движения они работают как классический дифференциал, а при начале пробуксовки одного из колёс блокируются. В результате крутящий момент поступает на оба колеса, и автомобиль продолжает движение! Главный их недостаток — при вхождении в поворот «самоблок» стремится крутить ведущие колёса с одинаковой скоростью (к счастью, в данном случае блокировка дифференциала ограничена) и автомобиль норовит ехать прямо, несмотря на то, что водитель поворачивает руль. Существуют и свои плюсы. Такой дифференциал недорог и его легко установить. Он не требует от водителя дополнительных действий (кроме повышенного внимания при маневрировании). К тому же «самоблок» не может передать весь крутящий момент на одно колесо, что снижает вероятность поломки полуосей неопытным водителем.
«Самоблоки» различаются по двум важным характеристикам — коэффициенту блокировки и величине преднатяга. Коэффициент блокировки — это отношение между моментами на отстающем и забегающем колесе. Он определяется конструкцией дифференциала и является суммой двух составляющих, из которых одна не зависит от  крутящего момента, а другая пропорциональна передаваемому крутящему моменту.
Вследствие срабатывания межколёсного самоблокирующего дифференциала винтового или кулачкового типа в трансмиссии автомобиля появляются кратковременные пиковые нагрузки, способствующие повышенному износу деталей трансмиссии. При работе «самоблока» на передней оси автомобиля может дополнительно создаваться толчковое усилие на рулевое колесо, что требует особой внимательности водителя и кратковременно снижает характеристики управляемости автомобиля. Поэтому некоторые конструкции самоблокирующихся дифференциалов содержат муфту предварительного натяга, которая обеспечивает плавное срабатывание блокировки, демпфируя нагрузки, приходящиеся на трансмиссию автомобиля. В случае установки такого «самоблока» на переднюю ось исключается рывок рулевого колеса, что напрямую связано с безопасностью движения.

Подведем итог. Для получения спортивных результатов самоблокирующийся дифференциал просто необходим. Для «глубинки», где дорог нет – весьма полезен. Для обывателя городского и «полудачного», сей внедорожный атрибут, как и прочие шноркели, лебедки, кенгурины – продукт скорее знаковый, нежели пригодный к ежедневному употреблению. Таким образом, подводя резюме изложенного материала, могу сказать, что Нива, атомобиль легкий и очень проходимый, но Нива берет ходом. Не в коем случае нельзя отпускать газ, когда идешь по бездорожью, и она сама, подхватывая одним колесом, вторым, третьим, будет обеспечивать ход автомобиля. В случае если остановились и начинаете зарываться, то не надо выжимать давать большие обороты двигателю и окончательно закапывать машину. Лучше всего включить демультипликатор и блокировку, на небольших оборотах, оттягивая немного ручник (чтобы колеса заднии оба тянули, а не одно) пытаться выехать с возникшего затруднения. По поводу самоблоков могу сказать, что лично я больше склоняюсь к жесткому сомоблоку. Ибо в повседневной езде он не мешает управлению машиной и в тоже время если ты встал, то он тебе поможет выехать. Но еще раз подчеркну – это лично мое мнение, сформированное с учетом моих запросов. Если кто-то любитель триалов или часто приходится ездить по бездорожью,  то естественно, что для них лучше самоблокирующийся дифференциал. Поэтому каждый выбирает сам по своим потребностям, что ему необходимо. Желаю удачи!

Нужен ли Ниве самоблок?: 3 комментария

  1. Все верно. Только я вот принудительных блокировок в продаже на ниву не встречал. А жаль.

  2. Согласен с автором, что принудиловка для спорта и жёсткого бездорожья более актуальна. Но большинство же гоняет либо на рыбалку с охотой,либо просто балдеют на покатушках. Тоесть где-то 50% -город, 50% -бездорожье. Здесь самой темой исходя из личного опыта будут винтовые самоблоки (повышенного трения). Я посоветовал бы самоблоки производства «ТЗС». Гоняю на своём Нивасе на них уже более 2-х лет, и везде пробираюсь без проблем , при повортах никаких проблем как автор описывает. Стоимость тоже вери велл, брал за 7800 р в своё время, сейчас не думаю , что дороже 9000 стоят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>