История ИЖ-14, основного конкурента Нивы

В 1970-м, после приезда председателя Совета Министров СССР Косыгина в Тольятти, на ВАЗе принялись за будущую ‘Ниву’. В это время в Ижевске был почти готов первый полноприводный образец ИЖ-5.

Иж-5

В работе над ИЖ-5 удмуртским конструкторам помогали специалисты НАМИ. Главной особенностью машины стали несущий кузов, а также оригинальная раздаточная коробка. Конструкторы отказались от промежуточного вала между коробками передач и раздаточной, уменьшив шум и вибрации трансмиссии. Кроме того, передним мостом и ‘раздаткой’ управляли с помощью одного рычага. Передняя независимая подвеска представляла собой усиленную ‘москвичовскую’, а задняя — торсионная отличалась компактностью.

На ИЖ-5 стоял уфимский 412-й двигатель. Но, увеличивая дорожный просвет, разработчики столкнулись с тем, что мотор попросту не умещался по высоте под капотом. Пришлось изменить впускной коллектор и установить горизонтальный карбюратор ‘Солекс’.

Конечно, угловатый кузов никак нельзя было отнести к шедеврам дизайна, но единственный прототип ИЖ-5 был не более чем ездящим концептом. К тому же создатели его вынуждены были ориентироваться на возможности завода и проектировали кузовные панели так, чтобы в производстве обойтись без мощных прессов и глубокой вытяжки металла.

Первым за руль ИЖ-5 сел Кондрашкин, работавший одно время обкатчиком на МЗМА. Испытания ограничили несколькими кругами вокруг завода, больше — не имело смысла: и так было понятно, что удалось, а что — нет. Предстояла работа над следующим автомобилем.

Это был ИЖ-14 с более симпатичным кузовом работы Владимира Савельева. Новая раздаточная коробка позволяла одним рычагом отдельно включать передний мост, задний либо оба вместе с понижающей передачей. Передняя подвеска по-прежнему базировалась на ‘москвичовской’, хотя в чертежах существовал и вариант типа ‘Мак-Ферсон’. Первые образцы были, как и ‘пятерка’, с торсионной задней подвеской, но конструкторы, помня об унификации с ‘Москвичом-412′, все же остановились на рессорах.

Прототип ИЖ-14 был готов летом 1972-го, как раз к приезду на завод Устинова.

Иж-14

Иж-14 на испытаниях

Некий генерал из свиты секретаря ЦК под взволнованными взглядами конструкторов во главе с Абрамяном (он тогда уже был главным) сел за руль еще не обкатанного вседорожника и ‘прохватил’ по территории завода. Автомобиль генералу понравился. Но о том, что будет с проектом дальше, начальство умолчало.
ИЖ-14 еще предстояло доводить и доводить, готовить производство — и в этом была главная загвоздка. Ижевский завод не подчинялся минавтопрому, а принадлежал ‘оборонке’, для которой легковые автомобили были делом второстепенным. Рассказывают, что на одном из совещаний министр прямо сказал, что его главная задача ставить на производство новый танк, а вовсе не легковую машину. К тому же степень ее унификации с ‘Москвичом-412′ была не очень высокой. А директор ВАЗа Поляков убедил правительство, что у Волжского завода немалые возможности для доводки и постановки на конвейер VAZ 2121. Поляков, безусловно, был прав.

С 16 февраля по 16 октября 1974 года на полигоне под Дмитровом проходили испытания VAZ 2121 и ИЖ-14. На разных этапах для сравнения привлекали UAZ 469, ЛуАЗ-969, ‘Ленд-Ровер’ и ‘Рейндж-Ровер’. Конечно, ИЖ во многом проигрывал ‘Ниве’. Она показала максимальную скорость 130 км/ч, а ижевский вседорожник — 120 км/ч (в техзадании вообще было записано 115 км/ч), до 100 км/ч ‘Ниву’ разогнали за 22,1 с, а ’14-й’ — за 30,5 с. Похуже была и управляемость. В то же время ИЖ, как и ВАЗ, по многим показателям заметно опережал УАЗ, отличался неплохой эргономикой, проходимостью.

Впрочем, в 1974-м все уже понимали: независимо от результатов испытаний судьба ИЖ-14 решена — в производство он не пойдет. Денег заводу не давали, двум вседорожникам-одноклассникам в одной плановой экономике ужиться было нельзя. К этому времени правительство строго разграничило типаж автомобилей по заводам. Ижевскому было предписано по-прежнему выпускать ‘москвичи’. Даже ‘ИЖ-Комби’ и ‘каблучок’ Иж 2715 с трудом удалось поставить на конвейер. Конечно, и работу над переднеприводным ИЖ-13 в середине 1970-х тоже забросили.
Сегодня бессмысленно всерьез оценивать ИЖ-14, сравнивая его с серийными моделями. Но бесследно в Лету Иж-14 не канул, а оставил небольшой «привет
потомкам» в виде чёрной радиаторной решётки с круглыми фарами,
которая досталась в результате рестайлинга 1982года конвейерным
«ИЖам» и раздаточную коробку, которая впоследствии использовалась на полноприводных «Одах».

Иж-14

Иж-14

Иж-14

Двигатель Иж-14

Панель приборов Иж-14

Салон Иж-14

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>